Skip to Content

Жатва

жатва-2

Если у наших предков не задавался урожай, это означало, что предстоит пережить трудный год. Период жатвы был очень ответственным, поэтому наши предки взывали о помощи богов. Для этого периода характерны всевозможные обряды, магические ритуалы и традиции.

Все ритуалы проводились вне зависимости от даты, а когда приходило время сбора урожая. Проводились, например, обряды жертвоприношения, когда необходимо было расположитьЗемлю, отблагодарить Матушку за долгожданный урожай. Магические действия были направлены на восстановление Земли после того, как она «родила» урожай. Предки стремились восстановить плодородие, «задобрить» её перед тем, как сеять новый урожай, чтобы можно было рассчитывать на новый. Был в этом и практический интерес, так как перед жатвой нашим предкам, работавшим в поле весь период созревания всходов, необходима была передышка, отдых перед тем, как приступать к сбору урожая.

Интересен обряд «первого снопа». Первый собранный снов величали «именинником». Его жала старшая женщина в семье. Сноп украшали особым образом: обвязывали лентами, усыпали цветами, рушниками. Первый сноп-именинник относили в дом, в «красный угол», а в конце жатвы его отдавали животным в хлев, но не весь. Часть зёрен откладывали до следующего посева, для другого ритуала. Подсыпали их в первую пригоршню зерна, отправленного в землю при весеннем посеве.

Жали хлеб, по большому счёту, женщины, так что и песни все, которые пелись при жатве, были от их имени. Музыка создавала особый ритм, помогала работать эффективно и быстро. Жатву надо было закончить быстро, чтобы зерно не успело начать осыпаться. По дороге на толоку и обратно пели песни. В конце жатвы Землю благодарили просили у неё силы. В конце жатвы также совершали особый обряд, называемый «обнимания козы». Козой называли неубранный клочок жита, вокруг которого вытаптывали траву и формировали шалашик. В середину его помещали кусок хлеба с солью – дар Земле.

Добавить комментарий