Skip to Content

Священные деревья

обряд деревья

У наших предков-славян, чей опыт перенимают современные родноверцы, были специальные места, культовые. Одними из таких культовых мест являлись особые священные рощи, «древеса» и «рощения», как называли их средневековые книжники. Одной из таких священных деревьев была берёза. Её почитали, с ней связывали многие весенние обряды и хоровые песни.

Как говорят некоторые источники, берёза была предназначена для берегинь – духов добра и плодородия, отсюда и название растения. Специальный обряд сруба берёзы существовал у наших предков и проводился 4 июня, «в семик». Олицетворяла срубленная берёза женское божество, которое украшали вышитыми вручную узорами и лентами.

Вышивка также была особенной. Она содержала образы тех божеств, в честь которых осуществлялся ритуал, моление или жертвоприношение. Например, могли изображаться фигурки Макоши и двух рожениц (матери и дочери) Лады и Лели.

«Рощение» или молельная роща, как бы являлась аналогом храма, церкви. Особым положением пользовались деревья, растущие у воды. Растения, которые находились около родников, источников, криниц, почитались особенно. Происходило так потому, что в этом месте можно было «общаться» как с силами воды, так и с силами «рощения», то есть дерева. «Живая вода», именно таким словосочетанием называли ключ, бьющий из земли, на которой росли травы, цветы и деревья.

Особенным почётом пользовался, конечно, дуб. Дуб был деревом Зевса и Перуна. Недаром во многих источниках именно это дерево является символом силы как физической, так и духовной, непоколебимости и стойкости. Верования, связанные именно с этим растением уходят корнями далеко в глубину времён, так как и прародина славян расположилась в зоне произрастания этого могучего дерева. В деревнях, например, свадьба после венчания трижды объезжала дуб. К этому дереву приносили дары и жертвоприношения.

Добавить комментарий