Skip to Content

Праздник домового

домовой

Наши предки верили в то, что у каждого предмета есть свой покровитель, и чем важнее был тот или иной предмет, явление, тем большей чести удостаивалось божество или дух, покровительствовавший ему. И говорить не стоит о том, насколько важным в жизни славянина был его собственный дом. И у каждого дома также был свой персональный покровитель, при хорошем отношении, конечно же.

Таким покровителем был домовой. При заселении в новый дом, привлечь в него домового, было чуть ли не первой по важности заботой. Даже праздник у Домового был свой. Имя ему Кудесы. Кудесы – праздник угощения Домового. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник, - так говорили об этой чудесной фигуре наши предки-славяне.

Если на Кудесы Домовой оставался без лакомства, дедушка-суседушка может превратиться из хранителя домашнего очага в сущую проказу. Даже дом может спалить, так что старались не шутить с ним. На Кудесы, как и всегда, домовой приходил кушать в полночь. В это время всегда все спали, так что оставляли еду после ужина. Чаще всего это был горшочек каши, а чтобы каша до полуночи не остыла, её хорошенько накрывали и ставили за печку. И каким же было удивление, когда наутро горшочек находили пустым.

Само название праздника происходит от кудес (бубнов). Происхождение говорит о том, что при разговоре с домовыми духами наши предки пели песни, веселились, услаждая слух духов музыкой. Другие названия домового – кутный бог, дед, спорынья, спех. Так называли тех духов, которые покровительствовали делам людей, помогали им по хозяйству, были им помощниками во всех добрых делах. Ещё у наших предков были и другие домашние духи. Дрёма, например, - мирное божество сна. Баюнок – сказочник. Прокуда – плут, проказник, озорник. Банник – дух бани. Были и другие духи, а также другие названия, однако всех их наши предки любили и в обиду не давали, на что духи отвечали им взаимностью.

Добавить комментарий