Skip to Content

Неоязычники и Родноверы: одно и то же?

обряд

Как не покажется странным, Неоязычничество и Родноверие – не только обособленные религиозные течения, но даже и неприятельски друг к другу относящиеся. В последнее время, необходимость ввести чёткие типологические различия в эти два направления возникла особенно остро. Родноверы не хотят отождествлять себя с язычничеством, поскольку в своё время это слово приобрело яркую негативную окраску и возвращает своих приверженцев ко временам, когда язычник был связан с тёмными силами, магией и чертовщиной. Не зря в некоторых языках язычничество имеет в корне значение «поганый», (поганства, поганец – бел.)

Неоязычники выступают с негативной критикой в сторону Родноверов, высмеивают их «исконно-посконную» карнавальную стилистику, все эти «фенечки», ремешки на волосах и рубахи с «жар-птицами», делающих некую этнографическую секту из религии. Неоязычники также скептически относятся к попыткам Родноверов установить свою религию в статусе равном Православию, поскольку в данных порывах прослеживается некая местечковость и необразованность, наивность и стремление к суетному. Неоязычники полагают, что язычничество в современности невозможно в том виде, в котором оно существовало в древности. Современные обстоятельства невозможно не учитывать, потому Неоязычничество представляет собой вариант футуристического язычничества, религии прошлого смотрящей в будущее. Неоязычники ставят под сомнение аутентичность Родноверов, полагая, что европейская языческая традиция давно прервана и ее восстановление как воспроизводство древних обрядов и ритуалов невозможно. Они не принимают тот факт, что Родноверы считают себя прямыми последователями, то есть аутентичными носителями религии предков. В любом случае, Родноверие – новодел, возникший путём изучения литературы, традиций и обрядов язычничества. Рассказы про некие «посвящения волхвов», чудом уцелевших где-то в дремучей лесной чащобе, кажутся им наивными и глупыми, а главное – неправдивыми.