Skip to Content

Лельник

лёля

О происхождении названия праздника несложно догадаться. Лельник – празднование в честь богини Лёли. Есть и другое название праздника - «Красная горка». Продиктовано оно тем, что местом празднования становилась близлежащая гора, либо холм.

На горе располагали небольшую деревянную лавку, либо дерновую скамью. На лавку садилась самая красивая девушка поселения. Именно оно и исполняла роль Лёли, (традиция инсценировки образа божества при помощи образа переодетого человека популярна у наших предков). Девушку, облачённую в Лёлю обкладывали со всех сторон дарами, приношениями.

Справа размещался каравай хлеба, слева – молочные продукты: сыр, творог, сметана, также яйца и кувшин с молоком. Вокруг приношений располагались плетённые руками девушек венки. Вокруг новоиспечённой Лёли водили хороводы, танцевали, пели специальные песни. В таких песня традиционно славили того бога или богиню, в честь которой организовывался сам праздник. Лёлю же просили о приплоде, урожае.

Во время того, как девушки плясали вокруг скамейки, Лёля надевала на их головы венки, которые лежали вокруг неё. Иногда палили костры после ритуала. Интересным являлся тот факт, что каждый раз, в обрядах посвящённых Лёле присутствовал мотив смерти и похорон.

У славян яйца были символом мира, потому они часто фигурировали в обрядах. Особенно в весенних обрядах, магические свойства яиц использовались предельно часто. На протяжении всей весны яйца расписывали и играли с ними. «Писанки» и «крашенки», как многие считают, были уже задолго до появления Христианства. Яйца расписывали в соответствии с разнообразными мотивами: небо, рождение, жатва, символика жизни и плодородия. Сколько обрядов только не было связано с яйцом! Его разбивали о голову коня или вола перед первой пахотой, закапывали в землю, катали по полю, развевали по ветру. Яйцо служило символом хорошего урожая, плодородия и мира.

Добавить комментарий